Главная » Статьи » Мои статьи |
СТАТЬЯ О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ РУССКОМ СКУЛЬПТОРЕ. ТЕБЕ, УЧИТЕЛЬ...
28 ноября 2013 года на 59-м году жизни скоропостижно скончался профессор кафедры Архитектура Тульского государственного университета, член Союза Художников России, известный российский скульптор Игорь Леонидович Котенев. Автор известных монументальных работ в Туле, замечательных станковых работ, пронизанных тонкой духовностью. Иконописный почерк в скульптуре, отпечаток сильных пальцев его небольшой руки. Не хочется говорить тривиальных и пустых слов. Это был Мастер... ПРОГУЛКА ЛЕОНАРДО Предгорья Тосканы. Здесь пахнет пастушьим костром, Оливками горькими, хмелем, сиреневой мятой, И чабером едким, овечьим густым молоком, И хлебом, что есть на ветру еще с детства приятно. Больтраффио, друг мой, я скоро наверно, умру. И если наступит мое нерожденное завтра, Ты в церковь приди и рукой прикоснись ко Христу... Там время оставит на грунте глубокие шрамы. Жестокое завтра! И фреска сойдет в пустоту. Я – грешник, и мне не украсить господнего храма... Сожги чертежи механизмов и дерзких мостов, Тяжелых, не ангельских крыльев моих бесполезных. Ты знаешь, Джованни, я к смерти, пожалуй, готов. Господь милосерд. Я незнаньем от завтра отрезан. Но может быть кто-то однажды меня призовет, Спокойный, как я, и пытливый, упрямый мятежник. И я, не успевший добраться до райских ворот На землю вернусь, просветлев, убеленный надеждой, И Лик завершу, если время проклятье сотрет. Жанна Цинман. Прогулка Леонардо. Из сборника "Весенний гобелен" РОЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В ГАРМОНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ СКУЛЬПТУРНЫХ РАБОТ И. Л. КОТЕНЕВА) Рассмотрены средоформирующие возможности монументальной скульптуры в контексте современного городского интерьера Тулы на примере монументальных работ скульптора И.Л. Котенева Ключевые слова: скульптурная композиция, средовые условия, пластическая выразительность, градостроительная функция, композиционная гармонизация Общеизвестно, что зодчие прошлого обладали совершенным пространственно-пластическим вкусом, позволяющим им с удивительным тактом вписывать в архитектурное окружение произведения искусства. Именно монументально-декоративное искусство, скульптурные композиции и декор, наконец, пластическая насыщенность самой архитектуры умножали визуальное своеобразие каждой конкретной архитектурной среды. Непрерывность эстетически насыщенных пространств старого города выделяет его эмоциональный приоритет перед новой застройкой, восприятие которой осложнено повсеместной универсальностью и типовыми чертами массового индустриального домостроения. Сегодня мы осознаем духовный, информативный и визуально-пластический голод в среде, которую населяем, тем острее, чем плотнее нас окружает массовая застройка. В реалиях массовой строительной практики нашего города также происходит постоянный инфляционный процесс, обесценивающий качество городского пространства. Одна из наиважнейших причин этого, с нашей точки зрения, - отсутствие в новых жилых районах глобальных связей индустриальной архитектуры с изобразительным искусством и утрата этих связей в исторической части города в процессе реконструкции и ревитализации. Следует обратить внимание на средовые условия, складывающиеся в Туле последнее десятилетие: гипертрофия масштабов застройки, перенасыщенность пространства (в том числе в исторической части города) объемными формами и соответственно уменьшение площади естественных контрформ-пауз, унификация и типизация объемов и создаваемых ими градостроительных пространств, и, как следствие, визуальная гомогенность и даже агрессивность последних. Развитие городской монументально-декоративной пластики в этих условиях могло бы стать одним из мощнейших пространствообразующих факторов [1]. Средоформирующие возможности скульптуры велики: она может подчеркивать городские координаты, служить ориентиром или композиционной доминантой, выделять отдельные пространства между ними, корректировать их масштабные характеристики, закреплять визуальные связи. Таким образом, монументально-декоративная скульптура несет градостроительную функцию, функцию композиционной гармонизации архитектурно-средового пространства [2]. Однако не следует забывать и о том, что современная скульптура, развивающаяся в пост-постмодернистком динамичном социальном контексте призвана отвечать метафоризованной многозначности мышления современного общества. Возникающая на этой почве проблема – необходимость отступить от тотализированного канонического идейно-художественного постулата при необходимости сохранения классической формальной основы, крепких и прочных связей с высокими традициями градообразующей культуры города обычно трудно разрешима. Примером весьма удачного решения вышеназванных задач может служить произведение известного тульского скульптора И.Л.Котенева - «Памятник тулякам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах». Автор скульптурной группы не следует буквальному пониманию традиций и его творчество лишено стилизаторских тенденций. Пластический язык мастера, воспитанного в скульптурной традиции монументальной бургановской школы, отличается четко выраженной декоративностью, символизмом, что в сочетании с "внутренним нервом классического наследия" придает особую выразительность его индивидуальному художественному почерку. И. Л. Котенев – скульптор, стремящийся к глубокому постижению "законов жизни" монументально-декоративного произведения в архитектурном окружении. Именно поэтому вышеназванная скульптурная группа так выразительна с близких и дальних расстояний, с различных точек восприятия. Энергичная, обобщенная пластика силуэтов, законченность и проработанность деталей, экспрессия, заложенная в основу ритмического строя произведения, выразительные ротации фигур говорят о том, что художник подходит к исканиям большой наполненной скульптурной формы, основой которой является ее крепкая конструктивная и архитектоническая организация. Обращение к традиционной для христианской скульптуры теме пьеты – оплакивания Христа прочитывается в композиции фигур женщины-матери склонившейся и одновременно вознесшейся над телом солдата-сына. Тщательная ритмическая проработка драпировок, окутывающих фигуры героев скульптурной группы, придает человечный масштаб четко прорисованным монументальным силуэтам, создает необходимый эффект легкости и парения, что в сочетании с драматическим прорывом пластических объемов приводит к созданию художественного эффекта при восприятии скульптуры на фоне изменчивого неба и ограждающих сквер инертных фоновых масс многоэтажных жилых домов. Игорь Котенев в своих скульптурных произведениях редко пользуется приемами станковой пластики. Реальность здесь – лишь толчок для символизации, для создания образа, целиком подчиненного выражению идеи. Скульптор четко разделяет задачи станкового и монументального искусства. Созданные им монументальные образы не столько воспроизводят реальное проявление тех или иных чувств, сколько выражают их как определенные знаки. Поэтому воспринимать и судить работы скульптора нужно по законам условности монументального искусства, с его подчеркнутой драматичностью, театральной возвышенностью, усиленной пластической выразительностью. Не случайно самые известные работы тульского скульптора посвящены теме войны, героизму и стойкости человека перед лицом великих испытаний. Одна из ранних работ Игоря Котенева, выполненная им в соавторстве с С. Трефиловым (1984 г.) сооружена на месте первого митинга, откуда студенты-добровольцы ушли на фронт в 1941 году. Центральная фигура композиции - юноша в солдатской шинели, по бокам от фигуры расположены барельефы, изображающие прощание (левый) и возвращение с победой (правый). Основание облицовано плитами из красного гранита с надписью: «Ушедшим в бессмертие студентам и сотрудникам института» и высеченными фамилиями погибших. Скульптурная композиция достаточно проста, аллегория легко прочитывается зрителем – фигура юноши фланкируется двумя призматическими стелами – центральная фигура словно разделяет этот мир на «до» и «после» войны. Моделировка форм предельно лаконична, есть ощущение даже некоей пластической скованности. Но и эта скованность, и опрощенная «обрубовочность» форм призваны усилить ощущение статики, неподвижности, остановку движения во времени - «до» и «после»… Солдат навсегда останется юным, решительным и гордым. Таким его увидят студенты 2045 года, послание к которым замуровано в постаменте скульптурной группы. Индивидуальный почерк мастера еще не сформировался в этой работе. Гораздо позже проявится любовь Игоря Котенева к изящной детали, вихревому драматичному движению, выразительному ракурсу и пластичной линии абриса визуальной формы Так в эскизе к скульптурной группе для мемориала «Тулякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» выразительно передан момент превращения рук солдата в журавлиные крылья. Человеческая фигура решена здесь абстрактно, лишь легкий намек на солдатскую шинель в мягких линиях складок длинного, будто ангельского одеяния ассоциативно отсылает к иконе, знаку. Тем не менее, ряд определенных социокультурных условий, сложившихся на тот момент в Туле, местоположение, предложенное руководством города для мемориала, потребовали пересмотреть первоначальную компоновку эскиза для окончательного варианта. В итоге исчезла импрессионистическая мягкость моделировки, ротация, ассиметрия, Эмоциональная трактовка формы уступила место твердым, упрощенным очертаниям. У скульптуры появилось реалистично решенное лицо, понятные рядовому зрителю атрибуты - шинель, солдатский ремень, оружие. Вместе с тем появилась иная выразительность – архитектурная. Последние работы Игоря Котенева, не теряя монументального символизма, все больше приобретают естественность поэтической интонации, столь ярко проявленной в его станковой пластике («Автопортрет с собакой», «Тяжелая ноша» «Задумавшийся ангел»). Так проект стелы «Памяти тульского гражданина, купца первой гильдии Д.Я. Ваныкина» с изображением святого мученика Пантелеимона, участвоваший в выставке лучших проектов монументальной скульптуры в рамках конкурса «Наше отечество» в 2010 г.в Манеже (г. Москва), и в сентябре 2012 года победивший в конкурсе на лучшую городскую скульптуру (г. Тула), отличает зрелый почерк мастера, сочетающий лапидарность и обобщенность формы с графичной, тонкой, почти иконописной проработкой детали. Простота и изящество компоновки, плавность и чистота контуров фигуры святого, ясность пропорций, сдержанный жест служат выражением нравственной силы, духовного совершенства, возвышенных помыслов – точно как в средневековой русской иконе-рельефе или готической скульптуре, аллюзия к которым явственно прочитывается зрителем. Глубокий философ, скульптор-интеллектуал – Игорь Котенев легко оперирует подобными мотивами в своем творчестве, соединяет их, заставляет звучать свободно и современно. Особенно привлекательно в его работах графичное сочетание формы и контрформы. В данном случае контрформой, подчеркивающей изящный силуэт головы и плеч фигуры Пантелеимона является круг, символизирующий также нимб, сияние света, архетип всего сущего и основу творения. Насколько хороша будет эта прекрасная скульптура в средовом контексте сейчас судить трудно. Предположительно она будет установлена на территории городской больницы им. Ваныкина, т.е. в приватном пространстве, которое является буферными между транзитным движением в городском пространстве и внутренним пространством зданий. Сомасштабная зрителю, пластически узнаваемая скульптура (св. Пантелеимон – любимый на Руси святой, к которому обращаются с молитвой об исцелении болящих) помимо собственно художественного значения обладает в данном контексте потенциальной способностью к гармонизации пространства и, что самое важное, несет мощный положительный заряд, направленный на достижение зрителем психологического комфорта и душевной гармонии. Что побудило нас в качестве примеров удачных сочетаний скульптуры и современного средового контекста из числа других работ выбрать именно работы И. Л. Котенева? Дело не только в том, что все они выполнены в русле современной архитектуры, воздействуют на создание современной идейно-образной среды города. Важно, что в них прослеживается связь с многовековой культурой русской монументально-декоративной скульптуры, причем скульптуры именно городской [3]. На наш взгляд работы Игоря Котенева являют собой пример немногочисленных в нашем городе памятников - символов, содержащих в себе и раскрывающие наиболее концентрированное выражение духовного и нравственного состояния общества. Именно такой подход к изменению сегодняшнего состояния городской среды, на наш взгляд, наиболее актуален. Повод (по крайней мере, частный) состоит в том, что по миновании эпохи промышленной урбанизации с изменением градостроительной политики постепенно возвращаются на свое место культурные факторы городской жизни. Архитектурно-пластическая поэтика Тулы будущего – не застывший перечень приемов, а непрерывно развивающаяся система изобразительных средств, в которой скульптуре принадлежит ведущее место. Список литературы. 1. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. М: Архитектура-С, 2004. 2. А.В. Ефимов и др. Дизайн архитектурной среды. Архитектура-С, 2005; 3. Архитектура и эмоциональный мир человека./ Г.Б. Забельшанский, Г.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт. М.: Стройиздат, 1985. Z.G.Tsinman, the candidate of art criticism, the senior lecturer, evgeniy_27@mail.ru (Russia, Tula) ROLE OF THE MONUMENTAL SCULPTURE IN HARMONIZATION OF THE MODERN CITY ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF SCULPTURAL WORKS I. L. KOTENEV) Are considered town-planning possibilities of a monumental sculpture in a context of a modern city interior of Tula on an example of monumental works of sculptor I.L.Koteneva Keywords: a sculptural composition, средовые conditions, plastic expressiveness, town-planning function, composite harmonization | |
Просмотров: 856 | Рейтинг: 0.0/0 |